История возникновения деревни Савеево уходит своими корнями в далекое прошлое. Никто сейчас не может сказать точно, но определенные обстоятельства этому способствовали. Когда-то весь придеснянский край был покрыт густыми, не проходимыми лесами. Эти места являлись своеобразным притоном разбойников, грабивших купеческие обозы на дорогах.
Другой частью населения этого края были монахи и пустынники, которых влекло безмолвие здешних лесов.
По крайней мере, основание многих сел, существовавших вблизи или по берегам реки Десны уже в 16 веке, приписывается местными преданиями монахам.
Предания эти построены по одному и тому же образу. Жили в старину в здешних лесах четыре монаха: Данила, Яким, Савва, Кузьма. У каждого была своя келья с иконами, вроде часовнеки. Приходят разбойники, сжигают ту или другую келью; в пепле монах находит икону, сохранившуюся невредимой. На могилах монахов впоследствии были построены церкви, а вокруг образовались села, носящие имена монахов: Даниловичи, Якимовичи, Савеево, Кузьминичи.
В каждой церкви в этих селах имеются особо чтимые иконы, будто бы сохранившиеся от пожара.
Однообразие этих преданий указывает на черты явлений жизни и на общность этих явлений для всего края.
Так или иначе, но с именем монаха Саввы связано и еще одно памятное для Савеева место- святой источник Казанской Божьей Матери, который был открыт монахом. Шел монах по берегу реки, увидел ключик, ударил по нему посохом, и забил из- под земли чудесный источник.
Первые документальные сведения о Савееве упоминаются только в середине 18 века. В них сказано следующее: «При выходе в отставку с военной службы по болезни в чине секунд-майора 2 апреля 1756 года Ивану Ивановичу Шупинскому были пожалованы две деревни в Смоленском уезде и село Савеево Елинского стану (Елинского) с общим числом крестьян в 100 душ».
Располагалось Савеево вдоль дороги на Заболотье и у реки. Как протекала жизнь в деревне 18 века, неизвестно. Скорее всего, крепостные крестьяне выполняли свои обычные дела: платили оброк пану да работали на панщине. А по выходным ходили в церковь со своими радостями и горестями.
О церкви народное предание сохранило легенду. Будто бы на ее месте некогда стоял польский костел, а затем его переделали в православный храм.
Кстати, Савеевская церковь просуществовала до лета 1936 года. После закрытия ее передали под сельский клуб, а в годы Великой Отечественной войны она сгорела дотла.
До 1929 года Савеево относилось к Ельнинскому езду, поэтому в «Списке населенных мест Смоленской губернии за 1859 год» о деревне написано: «Савеево, Заболотской волости находится в 4-х верстах от уездного города Ельни. Деревня располагается у реки Катаровки и насчитывает 11 дворов. Душ мужского пола – 46, женского -34».
Заболотская волость считалась самой крупной в Ельнинском уезде. Она состояла из 57 населенных пунктов.
Земля в округе Савеева в это время принадлежала нескольким помещикам. Наиболее богатым из них были помещики Шупинские и Вырубовы. Савеево, Николаевское, Серебрянка, Кукуевка и ряд других деревень принадлежали Шупинским. Деревни Заболотье, Горбачевка, Ивановка, Присмара Деменская принадлежали Вырубовым.
В 1862 году между помещиком Вырубковым Николаем Ивановичем и крестьянами разгорелась борьба за подписание уставных грамот, продолжавшаяся два года. Крестьяне отказались принимать уставную грамоту, хотя она уже была ими подписана, и заявили, что «служить по грамоте не будут, а будут делать как люди, что два года будут служить по-прежнему, а там, что будет…». Среди крестьян распространились слухи, что «в принявших грамоту деревнях не велено хоронить мертвых и крестить новорожденных».
Стремясь быстрее выйти на выкуп, крестьяне этих же деревень в 1870 году при объявлении помещиком требования об обязательном выкупе «от дачи подписи в услышании объявленного ими от составления какого бы то ни было по сему предмету приговора навсегда от казались».
Подобные проблемы оказались у Шупинского с крестьянами деревни Ветитнево, отказавшимися подписывать уставную грамоту.
После отмены крепостного права Заболотская волость все больше вовлекалась в капиталистический процесс. Особенно славилась она тем, что в этот период наряду с двумя другими волостями Ельнинского уезда вместе производили 14000 рогож для продажи в Смоленск, Вязьму, Спас-Деменск.
В деревне Словении в конце 19 века изготавливали до 50000 пар клещей для хомутов, которые сбывали даже в город Орел.
В деревне Мятка купцом 2-й гильдии Алексеем Гавриловичем Забелиным был устроен спиртовой завод, дававший в год 3000 ведер чистого спирта. Фамилия купца осталась и теперь в местном названии леса – Забелин.
В сельце Андреевском, находившемся в 7 км от Савеева, в середине 19 века действовал стекольный завод, входивший в пятерку стекольных заводов, которые тогда вообще существовали в Смоленской губернии. Принадлежал он купцу Устину Андреевичу Андрееву, имел 1 стекловаренную печь (гуту, как тогда ее называли). В специальных горшках в печи «варили» стекло, из которого выделывали 110 ящиков стекла для окон, бутылки. Число рабочих колебалось от 4 до 30, а впоследствии до 60. годовая прибыль за 1866 год – 2625 рублей. Впоследствии за неимением сырья завод закрылся, просуществовав до начала 80-х годов 19 века.
Изменить жизнь людей в крае к лучшему слабые промышленные заводы не могли, но в процессе капитализации крестьяне вовлекались все сильнее и сильнее.
В 1891 году в Ельнинское земское собрание были представлены ходотайства об открытии нескольких ярморок. «Взамен существующей ярмарки в селе Высоком прихожане Заболотье ходатайствуют об открытии в их селе 3-х однодневных ежегодных ярмарок: 23 апреля, 6 августа, 25 ноября. Уездное собрание дало на это свое согласие».
С таким же ходатайством в 1898 году в уездное земское собрание обратились и жители Савеева с просьбой разрешить проводить в деревне ярмарку 22 октября. На что и получили добро.
До сих пор перед деревенским кладбищем сохранилась площадь, где некогда шумели эти ярмарки.
К 1904 году в Савееве насчитывалось 19 дворов, проживало 65 мужчин и 89 женщин. А всего в это время в Заболотской волости насчитывалось 6558 душ и 998 дворов.( Кто знал, что через 100 лет население наших мест сократится ровно в 10 раз).
К началу 20 века в Савееве действовали водяная мельница (сохранились земляные валы плотины, которые называются греблей и сейчас), маслобойка, два магазина. В это же время в Савееве была построена и сельская школа.
Всему этому способствовали братья Коненковы, доводившиеся нашему знаменитому скульптору Сергею Тимофеевичу Коненкову ближайшими родственниками.
Другим инициатором строительства школы являлся Иван Дмитриевич Недосекин, выходец из черниговских дворян. Поселился Недосекин в Савееве после того, как в карты выиграл у помещика Шупинского 24 десятины земли.
Положение савеевских крестьян, как, впрочем, и других, в массе своей оставляло желать лучшего. Нехватка земли заставляла людей искать выход из создавшейся ситуации.
Так, 18 крестьян деревни Кукуевки писали в переселенческое управление о том, что они страдают от малоземелья, но купить землю не могут, так как продается она по 100 рублей за десятину и дороже. Оказавшись в безысходном положении, они решились на переселение. «Голод и малоземелье вытесняют нас из своей родины в далекую Сибирь», - заявляли они, сетуя на свою горькую долю.
Примечательно, что в переселенчинском Управлении на заявление крестьян была наложена резолюция «Отказать».
Неудивительно, что такие крестьяне озлоблялись на всех, кто находился в более выгодном положении, и при случае сводили с ними счеты. Особенно в период первой русской революции 1905-1907 годов они показали на что способны.
В 1905 и 1906 годах сгорело сено, заготовленное на зиму, в июле 1907 года в имении Шупинского в Николаевском произошел пожар.
В феврале 1905 года крестьяне Заболотья оказали вооруженное сопротивление лесной страже, намеревавшейся помещать крестьянам рубить помещичий лес.
28 октября 1906 года на ярмарке в Заболотье тол па крестьян в несколько сот человек, вооружившись копьями и камнями, избила ненавистных им стражников.
Борьба крестьян не прекращалась и после революции 1905-1907 гг.
Первая мировая война в конец разорила крестьянские хозяйства. В результате многие из них лишили не только лошадей, но и коров.
С установлением Советской власти на Смоленщине начался процесс по осуществлению земельной реформы. Передел земли происходил в обстановке классовой борьбы. Обострение было вызвано тем, что в 1918 году в Ельнинском уезде разразился продовольственный кризис. Не хватало хлеба, а продкомитеты и комбеды начали производить строгий учет зерна, брать на учет мельницы и устанавливать над ними контроль. Заболотская волость в полной мере испытала на себе деятельность этих комитетов, которые подчастую обирали всех подряд. Многие крестьяне старались основное зерно спрятать подальше, а для видимости кое-что отдавали властям.
Сразу после революции были предприняты опыты по организации колхозов, ТОЗов. В начале 1920 года в Смоленской губернии число коллективных хозяйств достигло 916 – это больше, чем в другой любой губернии России.
В том же году в Савееве на земле запасного государственного фонда было создано одно из самых лучших на Смоленщине товарищество по совместной обработке земли (ТОЗ). Те крестьяне, которые не хотели входить в него, вели свое хозяйство самостоятельно. Так в округе появились хутора Гришкина горка, Николаева горка, Марчевщина, Быковка, Зимовщина, Шляповщина, Борматовка и другие.
Вели самостоятельно свое хозяйство и 5 братьев Коненковых : Сергей, Ниолай, Антон, Андрей, Петр. Жили они все со своими семьями в километре от Савеева в деревне, которая до сих пор называется Коняты, а лес за древней – Конячий. Сергей имел в Савееве 2 магазина и совместно с Недосекиным построил сельскую школу, которая сгорела во время Великой Отечественной войны.
Жили Коненковы очень крепко, имели свою маслобойку, локомобиль. Локомобиль драл щепу, которая шла для покрытия крыш домов.
Продолжалась эта размеренная крестьянская жизнь до весны 1928 года. Предупрежденные кем-то раскулачивании, братья Коненковы, оставив все хозяйство, имущество, в одночасье ночью покинули деревню и уехали в Москву.
Активисты раскулачивания, придя утром в коненковские дома, принялись в первую очередь делить оставленное добро между собой. По законам того времени человек ,принимавший участие в раскулачивании, имел право присвоить себе 25% от конфискованного.
Поделив все ,что можно, видимо, на радостях активисты стали пить брагу и самогон, найденные в домах.
Напившись, стали выяснять, кто взял больше, кто меньше. Вчерашние союзники чуть было не перекололи друг друга вилами, однако каким-то образом инцидент разрешили. На месте раскулаченных хозяйств организовали колхоз «Победа». А в дома Коненковых заселили бедноту, приехавшую из-за Екимович.
Не менее трагично развивались события и в самом Савееве при раскулачивании хозяйства Недосекиных. Дворянин Недосекин женился на крестьянской девушке Алене, работающей в его лавке уборщицей. От этого брака в семье родилось 4 девочки.
Занимался Иван Дмитриевич разведением и продажей породистых лошадей.
При раскулачивании он согласен был отдать все, но только не лошадей. Поэтому, увидя, как его любимцев выводят из конюшни, Недосекин умер от сердечного удара.
В Савееве создали колхоз «Ленинский путь».
Создание колхозов привело к тому, что в 1934 году начался процесс уничтожения хуторов, сопровождавшийся репрессиями в отношении их . наряду с регрессиями на местных крестьян свалилась и другая напасть. В период с 1929 по 1933 год в округе Савеева орудовала банда Мишки Гапона. Настоящая фамилия Мишки- Гавриленков. Ему было 25-30, он имел семью, двоих детей, однако это не мешало ему заниматься грабежами окрестных сел и деревень.
Грабили бандиты в основном зажиточных мужиков. Брали все: вещи, скот, сало, хлеб, даже девичьи юбки. Людей, правда, не убивали.
Банда была порядочная, и охота за ней велась серьезная. К 1933 году ее разогнали, но Мишку никак не удавалось поймать. Лишь после того, как милиция, пообещала арестовать жену и детей, стыдившихся своего мужа и отца, родная сестра Мишки показала где его искать.
На Мишку организовали засаду. Когда со своими товарищами он шел из леса к сестре, в эту засаду и попал. Однако взять живым его не удалось. Почувствовав неладное, он бросился бежать и стал отстреливаться. Между деревнями Ковыльня и Даниловка Мишку поистрелили. Семья его вскоре уехала из деревни в неизвестном направлении.
Летом 1936 года в Савееве закрыли церковь. Попа с семьей,в которой было 5 детей, арестовали, а церковное имущество бросили в огонь.
Сегодня от Савеевской церкви уцелел лишь только кусок колокола, хранящийся в школьном музее, да маленькая деревянная иконка, спасенная одной из жительниц в то время.
В период Великой Отечественной войны деревня пережила новые потрясения. Немецкие войска вошли в Савеево 1 октября 1941 года. До середины сентября 1943 года деревня находилась в оккупации.
При отступлении немцы ее сожгли, а жителей, что не успели спрятаться в лесу, угнали в рабство. Восстановление деревни шло долго и сложно, тем не менее она возродилась, выстояла в трудные послевоенные годы.
В 80-х годах 20 века благодаря САЭС Савеево было связано с внешним миром бетонкой. Это позволило деревне не попасть в ряд неперспективных. В настоящее время Савеево является центром сельского поселения и включает в свой округ 21 населенный пункт, где проживает чуть более 500 человек.
В самой деревне сейчас насчитывается 125 дворов, проживает около 300 человек. В Савееве имеются школа основная, сельский клуб, библиотека, медпункт, почта, магазин, торговый павильон.
Хотелось бы верить, что деревня Савеево, отмечая сегодня свой 250-летний юбилей, не исчезнет с географической карты. |